«БилдингАвто» - продажа спецтехники
О компании Новости Продажа техники Запчасти Статьи Контакты
Корзина
Ваша корзина пуста

Техника

How to do construction bookkeeping for your business.
Главная  \  Статьи  \  Спецтехника  \  Джон Мунктелл и спецтехника Vo...
Версия для печати

Статьи


Джон Мунктелл и спецтехника Volvo

В самом центре небольшого городка Эскилстуна есть знаменитый музей специальной техники Munktell Museum – национальная гордость шведов, поскольку ни в каком другом месте нет такого уникального собрания раритетной сельскохозяйственной, строительной и другой специальной техники Volvo.

Едва выйдя из экскурсионного автобуса, сразу попадаешь в «филиал» музея: на берегу реки выстроились образцы дорожно-строительной и специальной техники. Самому «молодому» экспонату 20 лет, а самому «пожилому» перевалило за сто пятьдесят. Машины не стоят по струнке, как на параде, а словно застыли по команде «замри!». Вот у лесного погрузчика с древесиной в кузове повернута шарнирно-сочлененная рама, будто он совершал маневр на лесной делянке. У большого колесного трактора открыта тыльная (не боковая!) дверь кабины, и кажется, что тракторист только что вышел. В военном двухзвенном гусеничном транспортере пусто так, словно люди исчезли в аномальной зоне Бермудского треугольника: техника в рабочем состоянии, а внутри ни души. И только запущенная от парового двигателя «колесница» с ленточным приводом возвращает вас из состояния оцепенения. Она стоит у края асфальтовой дорожки, а переодетые в старинную одежду местных жителей бородатые мужички демонстрируют, как с помощью этого устройства их предки пилили дрова.

Но вот раздается гудок эпохи паровозов, и у меня за спиной отчетливо слышится дыхание старой паровой машины. Помилуйте! Откуда здесь взяться железной дороге? А ее и нет – это по отрезку заасфальтированных с обеих сторон рельсов катится первый шведский паровоз 1853 года.

Как настоящий труженик стальных магистралей, он сначала почему-то не воспринимается, однако скепсис уходит, когда чудо техники XIX века, выпустив облачка пара, трогается с места, двигая мускулистыми приводными штангами. Я не устоял перед соблазном закинуть в топку пару поленьев и прокатиться, правда, не с ветерком: «жизненное пространство» паровоза ограничено отрезком пути метров сто, не больше.

Теперь самое время обратить внимание на технику вдоль наружных стен музея. Гордость этой экспозиции – первый шведский автогрейдер 1924 года выпуска. Он прекрасно сохранился, а потому демонстрируется практически в оригинальном виде. Вообще большинство экспонатов не знало вмешательства реставраторов, это хорошо заметно по обильным следам ржавчины на корпусах многих машин. Отдельные образцы аккуратно восстановлены, но и на них вы не увидите потеков краски или чужеродных деталей, хотя в некоторых музеях такое встречается. Проходим мимо катка, напоминающего советский «утюг для асфальта» 1960-х годов.

Желающие в буквальном смысле слова прикоснуться рукой к истории не откажут себе в удовольствии потрогать черный, как смола, промышленный паровой двигатель середины XIX века. Перед входом в музей не возбраняется сесть на лавочку и сфотографироваться на память рядом с чугунной фигурой человека, чьим именем и названо собрание специальной техники, – Йохана Мунктелла.

За входной дверью, в холле, открыт небольшой магазинчик с сувенирной продукцией. Здесь полный традиционный набор памятных вещичек: фарфоровые кружки и стеклянные пивные бокалы с логотипом музея, тарелочки Eskelstuna с подставками и ручки с надписями, брелки и прочее. Небольшая, но основательная подборка исторических фотоальбомов и монографий, возможно, разочарует многих книголюбов: все издания на шведском языке. Неприятный сюрприз ждет и отечественных коллекционеров стендовых миниатюр: масштабные модели – копии строительных и дорожных машин выполнены шведской фирмой Motorart в «50-м» масштабе, тогда как у нас популярен «43-й». Но в том-то и дело, что по сложившейся практике спецтехника, так сказать, для домашнего лицезрения во всей Европе выпускается именно в масштабе 1:50 из-за того, что в более крупном исполнении она заняла бы много места.

Слабым утешением может служить видеоряд, записанный на CD: комментарий к нему выполнен на английском. Впрочем, после бесплатного просмотра демонстрационного документального фильма вряд ли возникнет желание приобрести его копию: с первого раза все ясно, и смотреть одно и то же по нескольку раз не захочется. Зато после киносеанса появится желание обойти внутреннюю экспозицию музея, расставленную в нескольких залах. И здесь вас ждет небольшая хитрость оформителей музея: степень освещенности можно регулировать простым включением определенного числа лампочек.

Я заметил: более поздние экспонаты освещены лучше, а старинная техника находится в полумраке – очевидно, так лучше воспринимается дух эпохи. Зато сопроводительные англоязычные таблички расскажут вам не меньше, чем профессиональный гид. Кстати, в музее работают 53 сотрудника, но ощущение такое, что их там и полдюжины не наберется.

Не пользуясь услугами сотрудников Munktell Museum, по стендам с фотографиями я узнал, что в 1832 году в местечке Эскилстуна, что примерно в часе езды от Стокгольма, была образована небольшая фирма Bolinder-Munktell. Как следует из названия, основали ее талантливые братья Болиндер и гениальный Йохан Мунктелл. В результате их совместного творчества изобретено множество конструкций, ставших национальной гордостью Швеции. Так, Bolinder-Munktell принадлежит национальная пальма первенства в создании колесного трактора и ряда других образцов специальной техники. Самостоятельная история компании длилась до середины прошлого века, до момента, пока ее не приобрела Volvo.

Посмотрев фотогалерею, оформленную с хорошим вкусом и большой любовью, можно узнать, что в 1966-м BM Volvo приступила к серийному выпуску шарнирно-сочлененного полноприводного (44) автосамосвала модели DR631, а вскоре покупателям были предложены более совершенные и производительные автомобили. Так, в 1981 году в массовое производство пошел трехосный самосвал Volvo BM 5350 с 6-цилиндровым двигателем мощностью 213 л.с. и полуавтоматической 5-ступенчатой коробкой передач. Автомобиль оборудовали кузовом ковшового типа вместимостью 9,4 м3, и перевозить он мог 20 т груза со скоростью 48 км/ч.

Через 10 лет после смены названия, в 1983-м, гамма выпускаемой продукции Volvo BM пополнилась карьерными самосвалами шведской компании Kockums. Однако союз этот был непродолжительным: в 1996 году японская корпорация Hitachi приобрела 60% акций Volvo Construction Equipment, и это позволило японцам выкупить у VCE производство самосвалов Kockums и Euclid.

Кстати, в 1990-е годы специалисты фирмы разработали для шведских вооруженных сил многоцелевой армейский транспортер Volvo A25 CM с колесной формулой 66. Его оснащали 260-сильным дизелем и полностью автоматической 5-ступенчатой коробкой передач. Автомобиль полной массой 40,3 т с шарнирно-сочлененной рамой использовался как тягач тяжелых артиллерийских орудий, транспортно-заряжающая машина, средство для монтажа инженерного и ремонтно-эвакуационного оборудования. На некоторые образцы спецтехники Volvo устанавливали бронированную кабину. Но это не единственные разработки спецтехники «в военных мундирах».

Знакомясь с историей фирмы в Эскилстуне, понимаешь, насколько она многогранна и, чтобы в ней детально разобраться, одного краткого посещения музея мало.

Источник: http://www.os1.ru/
Наверх
© 2007–2024 «БилдингАвто»
Телефон: +7 (914) 732-95-41
E-mail: sales@buildingauto.ru