Компания «БилдингАвто»

Компания «БилдингАвто»

продажа спецтехники

Телефон: +7 (914) 732-95-41
E-mail: sales@buildingauto.ru

Лопата с моторчиком

Первооткрыватель мини-экскаватора – Япония, по-видимому, в силу пристрастия ее жителей ко всему миниатюрному. От них пиетет к лопате с моторчиком переняли развитые европейские страны. Япония остается крупнейшим рынком мини-экскаваторов – более 100 тыс. машин в год. Вся Западная Европа поглощает вдвое меньше. Строго говоря, рынок мини-экскаваторов, а равно и другой компактной техники возникает там, где работодателю под давлением трудового и иммиграционного законодательства становится выгодней и юридически безопасней приобретать или арендовать машину, чем нанимать гастарбайтеров с лопатами. Тем не менее мини-экскаваторы постепенно проникают и распространяются там, где ручной труд пока доступен и дешев, в том числе в России.
Caterpillar 301.8C готов к бурению

Что, собственно, называют мини-экскаватором? ГОСТ 30067– 93 «Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные» выделяет машины массой до 6,3 т в 1-ю размерную группу. Примерно такого же «весового» принципа придерживаются западные машиностроительные компании, хотя и не все. Например, Caterpillar выделяет мини-экскаваторы в отдельную товарную группу. Согласно традиции мини-экскаватором именуют компактный одноковшовый полноповоротный экскаватор массой до 6...8,5 т преимущественно на гусеничном шасси, хотя встречаются и колесные, например у Volvo CE и Doosan. Большое значение придается такому параметру, как габаритные размеры. «Младшие» модели настолько миниатюрны, что проезжают в дверной проем, а гусеничная тележка с изменяемой колеей способствует лучшей устойчивости в рабочем положении. Сиденье оператора располагают прямо над двигателем и ограждают ROPS-каркасом с козырьком, а на самых маленьких – микроэкскаваторах – дугой.

У «старших» моделей свои достоинства. При повороте платформы их противовес не выходит за габариты гусеничной тележки, т. е. экскаватор может работать, стоя вплотную к стене. Эту компоновочную концепцию называют Zero Tail Swing. На этих машинах достаточно места для полноценной закрытой кабины с интегрированным ROPS-FOPS каркасом и большой площадью остекления, отоплением, а при желании и кондиционером. Их кабина по удобству не уступает кабине полноразмерных машин.
Komatsu PC35MR-2

К общим, «фамильным» чертам мини-экскаваторов относятся: рабочее оборудование «обратная лопата» с поворотным основанием стрелы (на угол до 140°), за счет чего можно вести траншею вплотную к фундаменту, не поворачивая платформы; резиновые, не повреждающие дорожного покрытия гусеницы; бульдозерный отвал. Управляют мини-экскаватором точно так же, как полноразмерным. И производители экскаваторов, и сторонние поставщики предлагают широкий выбор столь же миниатюрного навесного оборудования – ковшей, гидромолотов, гидроножниц, грейферов, буровых штанг и т. д. Мини-экскаватор сходит с конвейера уже, как правило, готовый к работе с гидрофицированной навеской. Для перевозки выпускают специальные прицепы, которые может буксировать легковой автомобиль. У нас встречается способ транспортировки малогабаритной техники, в том числе мини-экскаваторов, на автоэвакуаторе.

В формировании модельных рядов трудно отследить явную закономерность. Условно ряд можно разбить на размерные подгруппы с шагом в 1 т, при этом в иных подгруппах будет по одной модели, в некоторых по несколько с минимальной, до 50 кг, разницей по массе, а какие-то подгруппы вообще пустуют. Вероятно, здесь диктует условия спрос, а не научно-теоретические соображения. Развивают модельный ряд в том диапазоне массы, на который больше заявок.

Из основных направлений, по которым движется подстегиваемое жесткой конкуренцией современное «мини-экскаваторостроение», можно назвать следующие. Это повышение надежности и ресурса металлоконструкций – гусеничного шасси, поворотной платформы, рабочего оборудования одновременно с улучшением их функциональности, как, например, поворот стрелы в плане на 140°. Это улучшение удобства и легкости в работе, комфортабельности, безопасности и условий рабочего места оператора. Джойстики давно стали нормой, интерьер кабин и панели платформы приобретает современный, стильный вид. Предусматриваются такие создающие комфорт мелочи, как подстаканники, ящички и ниши для хранения личных вещей. Ведется работа по улучшению доступа к агрегатам и упрощению обслуживания экскаватора.
Volvo EC55B Pro на земляных работах

Продвижение компактной техники на российском рынке набирает обороты. Из 50 крупнейших компаний, выпускающих строительную технику, мини-экскаваторами занимаются пятнадцать, практически все они у нас представлены, и это не считая менее крупных поставщиков. Флагман мирового машиностроения Caterpillar не остался в стороне от перспективного направления, освоив их производство на своих заводах в Японии и Великобритании. Корпорация не выделяет мини-экскаваторы из общего ряда гусеничных экскаваторов. В диапазоне 1,5...5,4 т предлагают семь базовых моделей. В прошлом году представлены три обновленные модели – 301.6С, 301.8С и 302.5С, в которых внедрили множество новшеств. В дизайне, особенно в интерьере кабины, корпорация стремится следовать общему стилю, последовательно внедряемому на новых поколениях техники – экскаваторах-погрузчиках, фронтальных погрузчиках серии Н, карьерных самосвалах. Интерьер оформлен в светло-серых тонах, панели облицованы пластиком, в отсеке под креслом спрятан отопитель, там же – бардачок, увеличена площадь пола. Вместо приборной панели установлен многофункциональный дисплей. Модели 301.6C и 301.8C весьма схожи, 301.8C отличается гусеничной тележкой с изменяемой колеей. Двигатели – Mitsubishi мощностью 13,5 и 18,6 кВт с межсервисным интервалом 500 машино-ч. Регулируемые гидронасосы предлагают лучшую управляемость, увеличение на 10% усилия на ковше и на 10% сокращение рабочего цикла, а также защиту двигателя от перегрузок. Пересмотрена конструкция рабочего оборудования – угол поворота ковша увеличен до 200°, боковые поверхности стрелы освобождены от трубопроводов. Экскаваторы поставляют со стандартной или удлиненной рукоятью, узел крепления которой совместим со всей гаммой навесного оборудования для мини-экскаваторов Caterpillar предыдущих моделей. Для улучшения устойчивости гусеничную тележку экскаваторов 301.6С и 301.8С удлинили на 100 мм. Несомненно, в таком же духе обновят остальные модели.
Hitachi Zaxis50

Один из законодателей моды в строительной технике компания JCB выпустила уже несколько поколений мини-экскаваторов. Модельный ряд за последние два года обновлен почти целиком, а начинается он с микроэкскаваторов Micro, Micro Plus и Micro 8008, причем последняя модель – новинка INTERMAT 2006. Эти малютки массой 1108, 1276 и 950 кг соответственно предназначены преимущественно для работ в зданиях – вскрытия полов, разрушения стен и перекрытий. Модификация с приставкой Plus отличается удлиненным рабочим оборудованием. Для защиты предусмотрена вертикальная дуга, которая предотвратит опрокидывание машины. В диапазоне масс 1,5...8,5 т компания предлагает 11 моделей. В 2005 г. представлены три обновленные модели серии 801: 8014, 8016 и 8018 массой около 1,5 т. Они отличаются новой конструкцией поворотной платформы, трубчатой стрелой с проложенными в ней трубопроводами, новой кабиной, гидравлической и системой управления; радиус поворота противовеса уменьшен на 10% – до 1028 мм. Для моделей 8016 и 8018 дополнительно предусмотрены двухскоростные гидромоторы хода с автоматическим переключением и удлиненные гусеницы для лучшей устойчивости. Для доступа к агрегатам гидравлической системы кабина откидывается назад. В 2006 г. была представлена целая гамма новинок – 8025ZTS (2700 кг), 8030ZTS (3000 кг), 8035ZTS (3500 кг), 8040ZTS (4000 кг) и 8045ZTS (4500 кг). ZTS означает укороченный радиус поворота противовеса. Кабины с распашной дверью выполнены в том же стиле, что и у «801-й» серии, в традиционных для компании черно-серых тонах, облицованы качественным пластиком и оснащены регулируемым сиденьем. Стрелу коробчатого сечения предлагают в стандартном и удлиненном вариантах. У «старшей» модели 8080ZTS максимальной массой 8,6 т противовес при повороте не выходит за габариты гусеничной тележки, и она оснащена электронной системой управления AMS с дисплеем, как полноразмерный экскаватор.
New Holland Е9SR

Volvo CE вошла в сегмент мини-экскаваторов в 1995-м, поглотив французскую компанию Pel-Job. С 2000 г. мини-экскаваторы поставляют под маркой Volvo, а линейку расширили еще четырьмя моделями. Сегодня модельный ряд насчитывает 12 гусеничных моделей массой 1,2...8,6 т и одну колесную – EW55B массой 5,5 т. Отличительная черта самого маленького экскаватора ЕС13 – верхнее расположение гидроцилиндра стрелы. Это сделано для защиты цилиндра при касании стрелой отвала. У остальных экскаваторов цилиндр расположен как обычно, снизу, и защищен специальной накладкой, для них также доступна комплектация с кабиной. Более крупные «старшие» модели ECR28, ECR38, ECR58 Plus и ECR88 Plus выполнены в соответствии с концепцией Zero Tail Swing – противовес не выходит за габариты гусеничной тележки.

Корпорация Hitachi выпускает мини-экскаваторы на заводах в Японии и Европе, причем модельные ряды различаются. Все самое новое в первую очередь получает, разумеется, Страна восходящего солнца. Японский ряд длинней на две модели и практически полностью состоит из машин нового поколения. В европейском ряду новое поколение представляют машины Zero Tail Swing – Zaxis27U-2, Zaxis30U-2, Zaxis35U-2, Zaxis40U-2 и Zaxis50U-2 массой 3140...5100 кг. Остальные машины – предыдущего поколения, меньшей массы и габаритов – от ЕХ8-2В массой 810 кг до Zaxis50 массой 4510 кг. В конструкции машин нового поколения использовано много оригинальных решений. Поворотная платформа состоит из треугольной несущей рамы коробчатого сечения и приваренной к ней по окружности D-образной рамы, на которую опираются кабина и надстройки. За счет сбалансированного распределения масс рамы, агрегатов и увеличенного по площади противовеса удалось снизить центр тяжести машины. Кабина установлена на четырех резиновых подушках. Дверь распашная и состоит из двух вертикальных створок, так что в открытом состоянии дверь как бы обтекает контур платформы.
Doosan-Daewoo Solar035

Отличительная особенность кабины – кондиционер с воздуховодами и диффузорами. Для доступа к двигателю заднюю панель сдвигают вверх, к остальным агрегатам оператор получает доступ, подняв панель правого борта и откинув вперед кабину. Применена оригинальная конструкция резиновых гусеничных траков с дополнительной внутренней вставкой из высокопрочной резины, снижающей нагрузку на стальную основу трака.

Европейский модельный ряд компании Komatsu насчитывает 11 моделей. Из них пять массой от 880 до 1570 кг – миниатюрные машины, габаритная ширина самой крупной из них – РС16R-2 составляет 1000 мм, и шесть моделей массой 1750...5040 кг соответствуют концепции Zero Tail Swing. Komatsu разработала оригинальную гидравлическую систему с двумя аксиально-поршневыми гидронасосами и системой регулирования, позволяющей совмещать операции независимо от нагрузки. Интерьер кабин не столь изыскан, как у JCB, и отличается простотой и свободным пространством. Доступ к агрегатам – через распашные дверцы по бортам и на корме, рабочее место оператора откидывается вперед вместе с кабиной.

В модельный ряд мини-экскаваторов Doosan-Daewoo входят пять гусеничных моделей и одна колесная, причем машин Zero Tail Swing нет. Линейку открывает микроэкскаватор Solar010 массой 770 кг и шириной 810 мм (с отвалом – 1100 мм), за ним идут Solar015Plus, Solar030Plus, Solar035 и Solar55-VPlus массой от 1,5 до 5,5 т, комплектуемые как навесом, так и кабиной. Оформление и оснащение кабин практически полностью аналогично полноразмерным экскаваторам Doosan-Daewoo, система отопления и вентиляции снабжена воздуховодами, что среди мини-экскаваторов встречается нечасто.
Schaeff TC48

Модельный ряд мини-экскаваторов New-Holland разработан в кооперации с Kobelco. Микроэкскаватор Е9SR массой 1 т и шириной 750 мм (без отвала) предлагает основательную комплектацию – двигатель Yanmar на 6 кВт, чувствительную к нагрузке гидросистему с двумя аксиально-поршневыми насосами, двухскоростные гидромоторы хода, гусеничную тележку с изменяемой колеей. В оснащение следующих за ним Е16 и Е18 (1645 и 1720 кг) добавлен навес или кабина. Далее следуют экскаваторы Zero Tail Swing. Плотная группа из Е20.2 (с навесом), Е22.2 (с кабиной) и Е27.2SR массой 2230...2760 кг имеет общую поворотную платформу и двигатель. Е27.2SR отличает более длинная гусеничная тележка и удлиненное рабочее оборудование. В гидравлическую систему этих экскаваторов добавлен третий аксиально-поршневой насос, питающий привод поворота платформы и бульдозерного отвала. Е30.2SR и Е35.2SR (3250 и 3840 кг) различаются размерами, но построены на общих агрегатах. «Старшая» модель Е50.2SR (4870 кг) имеет те же агрегаты и поворотную платформу, что и Е40.2SR (4440 кг), но отличается удлиненной тележкой и рабочим оборудованием.

Модельный ряд мини-экскаваторов Case аналогичен программе New Holland, и в этом нет ничего удивительного, поскольку корпорация CNH последовательно проводит политику унификации, да и выпускают технику под марками Case и New Holland одни и те же заводы.

Bobcat приступил к производству мини-экскаваторов в 1986 г., начав со сборки по лицензии, и затем перешел к собственным разработкам и построил завод в Бисмарке (США). Bobcat был далеко не первым на этом рынке, но ему удалось отвоевать долю 8%.
Case CX18B

На европейский рынок поставляют экскаваторы, по кооперации изготовленные Terex-Schaeff. Модельный ряд начинается с «316-й» модели массой всего 820 кг и шириной 900 мм. За ней следует «300-я» серия из восьми моделей, от «323-й» до «341-й», массой от 1,6 до 5,3 т. Машины оснащены дизелями Kubota, и при повороте платформа выходит за габарит гусеничной тележки. Машины Zero Tail Swing, или, как их называет компания, Zero House Swing, – это 430ZHS (3,6 т), 435ZHS (4,8 т) и 442ZHS (7,5 т). В их базовую комплектацию входят двухскоростные гидромоторы хода. Для «430-й» и «435-й» моделей предлагают опционно гидропривод хода FastTraсk с отдельным аксиально-поршневым насосом, что позволяет передвигаться на скорости, вдвое превышающей стандартную 4,2...4,5 км/ч. Модель 442 отличается верхним расположением гидроцилиндра стрелы.

Немецкая компания Schaeff, входящая в состав корпорации Terex, недавно сменила маркировку машин. Теперь они обозначены литерами ТС и индексом массы – «16» обозначает 1,6 т, «20» – 2 т и т. д. Линейка состоит из семи моделей массой от 1,4 до 4,7 т. Характерная их особенность – верхнее расположение гидроцилиндра стрелы, гарантирующее его целостность. Машины оснащают дизелями Mitsubishi и Yanmar, двухскоростными гидромоторами хода и гидроприводом с LUDV-системой распределения потока. На «младших» моделях ТС15, ТС16, ТС20 использован тандемный насос с постоянной подачей, на ТС29, ТС35, ТС37 и ТС50 – один общий регулируемый аксиально-поршневой насос, на ТС48 – тандемный регулируемый аксиально-поршневой насос плюс шестеренный насос для привода механизма поворота платформы и отвала и один подпиточный насос. Согласно концепции Zero Tail Swing скомпонованы модели ТС37 и ТС50.
Kubota KX91-3

Недавно появились и у нас мини-экскаваторы Kubota – одного из корифеев мирового рынка компактной техники, занимающегося мини-экскаваторами с 1974 г. Kubota – единственный из перечисленных поставщиков, предлагающий в диапазоне от менее 1 т до 5 т как экскаваторы серии КХ обычной компоновки с выходящим за габарит тележки противовесом, так и машины Zero Tail Swing серии U. В категории до 1 т участвуют К-008-3 и U10-3. Эти микроэкскаваторы оснащены гусеничной тележкой с изменяемой колеей, гидроцилиндр расположен поверх стрелы, трубопроводы убраны внутрь нее, проведена гидролиния для подключения гидромолота. В категории 1...2 т находятся КХ36-3, КХ41-3S, КХ41-3V и U15-3. К перечисленным особенностям добавлена кабина у машин серии КХ и навес на U15-3. Все модели в весовых категориях 2...5 т получили кабину и нижнее расположение цилиндра стрелы. В категории свыше 5 т с ноября 2006 г. поставляются машины серии КХ – КХ080-3 (масса 8125 кг). «Старшие» модели оснащают системами, более присущими полноразмерным экскаваторам: это автоматический сброс оборотов при отсутствии нагрузки, противоугонная система, обогрев переднего стекла, аудиоподготовка.

Невозможно в одном материале объять все многообразие рынка, даже такого сравнительно узкого, как рынок мини-экскаваторов. Кроме перечисленных у нас встречаются машины менее именитых марок, и емкость рынка хотя и неспешно, но будет возрастать. При этом не стоит забывать о нашем соседе – Китае, где тоже освоили производство мини-экскаваторов.

Автор: Л. Малютин

Адрес страницы: http://buildingauto.ru/articles/zeml/lopata/